Что такое флексопечать

Полиграфия и типография, как отдельные отрасли промышленности появилась сравнительно недавно с развитием техники, высококачественных машин, самих технологий печати и различных красителей. В полиграфии, особенно рекламной, применяется способ, называемый флексографией. Он позволяет наносить на заготовки рисунки любой степени четкости. Основами, наиболее подходящими для флексографической печати, являются пластиковые упаковки, бумага, пакетики, наклейки. Такая полиграфическая практика весьма выгодна, поскольку обладает достаточно высокой производительностью. В этой статье будет подробно разобрана флексопечать, что это и какие существуют основные принципы флексопечати, отличающие ее от других типов нанесения изображения, как офсетная, цифрованная печать, шелкография и тиснение.

флексопечать

Определение

Флексопечать – это один из многих методов выполнения высокоточного переноса изображений. Достигается это применение специальных технологий, а также слабовязких красящих веществ и гибких флексоформ. Если смотреть на подготовку к техпроцессу, его реализацию, то эта практика считается одной из менее трудо- и ресурсозатратных.

Она входит в группу высокопечатных методов, при которых заготовка располагается выше самой поверхности нанесения. Флексоформой обычно стает гибкий эластичный резиновый слой или слой из субстанций, похожих на резину. Миниатюры наносятся путем химической гравировки. Слой с рельефом иллюстрации закрепляется на валу. На резину наносят пигменты, а затем отпечатывают картинку на поверхности.

Если прием выполняется несколькими красящими пигментами, то работа немного усложняется, ведь используется и специальные механизмы. В подобных аппаратах покрытие пигментами такое же, а шаблон представляет собой полиэтиленовые основы, обрезающиеся и сваривающиеся в классические пакетные сумки и кульки. Если вещи фирменные, то рукав для них зачастую изготавливают в том же самом цеху.

Сумками может быть продукция из разных типов полиэтилена: ПВД и ПНД. Пакеты покрепче делаются из первого вида полиэтилена. Они обладают сравнительно низкой ценой, повышенной «выносливостью».

История возникновения

До сих пор никто не может сказать, как появился эта методология типографии. Предпосылки к ее возникновению прослеживались еще в 19 веке, когда практически идентичный прием применяли для покраски обоев. Отцом изобретения считается немецкий мастер Карл Хольвего, который активно занимался машиностроением и создал компанию «К. унд А. Хольвег ГмбХ». Она работает до сих пор. Следующей ступенькой к развитию печатания стало изобретение резиновых флексоформ.

В начале такая техника гравировки использовалась только для оформления бумажных упаковок пищевой и бытовой продукции. Столько преимуществ технологии и ее продуктивность моментально сделали сферу применения флексополиграфии шире.

Первоначальные шаблоны делались из дерева или типографских сплавов. Прорыв в отрасли случился с созданием фотополимерных прототипов. Уже в 1921 г. во Франции выпускались полиэтиленовые сумки, на которых через полиграфию и красители анилинового вида печатали изображения.

К 1929 г. предыдущего столетия способ активно употреблялся при переносе эмблем на этикетки популярных в то время патефонных пластинок, а в 1932 г. были изобретены первые полностью автоматические станки, объединяющие создание вида этикетки и ее обертывания. Это оборудование было прародителем современных устройств для запаковки сигарет и кондитерских изделий. Последующая модернизация шла быстрыми темпами, касаясь улучшения техпроцессов изготовления прототипов клише.

В период Второй Мировой войны флексо методом активно выпускали книги, рекламные объявления и вывески, обои и даже тетради. После окончания войны компании Rowohlt Verlag и RoRoRo Bucher объединились для создания книг и обложек для них с применением нового флексографии и анилиновых красителей. В конечном итоге, техпроцесс удешевился и ускорился, а книги удешевились и стали доступнее для населения.

После этого периода, флексография приобрела новое применение: поздравительные открытки, упаковочная бумага для бытовых товаров, конверты. С появлением в 1952 г. полиэтилена и основ из него, произошел быстрый подъем популярности такой методики переноски иллюстраций.

Может показаться, что расти дальше некуда, но флексопечать не стоит на месте, развиваясь с открытием новых знаний и веществ.

Поэтапное описание технологии

технология флексопечати

Нынешняя практика включает три этапа:

  • Дизайн и разработка эскиза;
  • Изготовление флексографических форм;
  • Перенос графических символов или иллюстраций.

Дальше они будут расписаны подробнее.

Подготовка и разработка

Один из главных принципов, так как он него зависят остальные. Без понимания того, что именно нужно нанести, нельзя идти дальше. Он влияет на финальные свойства изделия так же, как и состав красок или налаженность печатающего станка. Ограничения накладываются также из-за использования полимерных флексоформ, требующих определения рамок по разрешению. Ее лимит равняется 150 линий на дюйм. Это в свою очередь обосновывается использованием более грубых растров, как, к примеру, при цилиндровой обработке.

В связи с этим первичные миниатюры для флексопечати должны быть скорректированы, подготовлены. В них нежелательно использовать переходы от яркого к темному и оттенки, как и шрифты с засечками. Трудности может предоставить также отсутствие каких-либо четких стандартов по выбору оттенков или типа красок. В итоге, это может сыграть против производителя.

Несмотря на высокую продуктивность, правильная настройка агрегатов для флексополиграфии требует длительного времени. Именно она влияет на цветовое отображение. Часто для проверки делают пробные оттиски с заданными оттенками, созданными на специализированных устройствах. Макет всегда необходимо производить с оглядкой на конкретные аппараты, поскольку практически все приборы уникальны. Сфера так широка, что даже в Московском государственном университете печати открыли специальность, на которой обучают дизайнерским приемам флексополиграфии.

Производство

Заготовка для станка изготавливается в двух исполнениях: цифровом или аналоговом. В первом случае рисунок наносится химическими реактивами, а при использовании аналогового – с помощью специальных приборов. Вне зависимости от используемого метода, производимое клише необходимо вымыть и высушить перед печатью. В общем случае производство состоит нескольких этапов:

  • Экспонирование пластины из полимеров с обратной стороны;
  • Экспонирование изображения на лицевой стороне;
  • Процесс вымывания флексоформы;
  • Сушка фотополимера;
  • «Отлежка» формы до полного высыхания;
  • Обработка светом.

Распечатка

Последний этап производится на специальных приспособлениях, вариаций и классов которых придумано большое количество. Их различия чаще всего заключаются в максимальной возможности ширины печатного поля (до двух с половиной метров), а также скорости пропечатывания требуемого узора (до 250 метров в минуту). Есть устройства, дополнительно отделывающие формы в других своих секциях. Чаще всего, готовая продукция не нуждаются в других обработках или доработках.

Новые аппараты. Флексоформы

Современные промышленные агрегаты делятся на несколько классов:

  • Разделенные на несколько секций. В ней для разных цветов есть отдельные цилиндры. Применяется для работы с крупными предметами;
  • Состоящие из нескольких ярусов. Такая же конструкция, только канистры для красителя располагаются вертикально. На них часто используется механизм проверки натяжения флексоформы.
  • Не разделенные. Строение предполагает расположение нескольких цветовых узлов вокруг одного центрального узла. Это предотвращает растяжение.

Кроме этих конструкций, приборы могут включать узлы для других работ.

Для флексографии способа применяются следующие подвиды красящих составов:

  • Закрепляемые ультрафиолетовым излучением;
  • На основе летучих растворителей (Например, спиртовые);
  • Впитывающиеся. Изготавливаются на воде. Они считаются экологичными, удобными, обладающими сравнительно большой функциональностью.

Компания Winnerprint уже несколько лет занимается флексопечатью, изготавливая высококачественные наклейки, этикетки, фишки с помощью европейского оснащения.

Экспертные знания специалистов полиграфии позволяют им на высоком уровне оказывать услуги своим клиентам. Более того, на предприятии работает дизайнер, способный помочь разработать или подготовить существующие макеты к флексопечати.