История плаката родина мать

Появление первых плакатов приходится на середину девятнадцатого века. Уже к двадцатому веку он стал одним из видов искусства. Изначально плакаты были предназначены для визуального восприятия информации о настоящем или будущем событии.

Основная идея плаката создается понятным контекстом, который может воспринять любой зритель. Главными аспектами изображения были:

  • Краткость информации;
  • Минимальное количество цветов (от двух до трех);
  • Выделение ярким контуром основной мысли и силуэтов.

Плакаты в Советском Союзе

Огромное развитие получили плакаты в Советском Союзе, особенно в военное время. Основной идеей служили лозунги, защищавшие права и идеи государства. Плакаты в то время были сильнейшим оружием к призыву граждан к тем или иным действиям. Также они обеспечивали оперативную передачу информации о событиях и выпускались большими тиражами.

Плакаты отражали все события, которые происходили во время революций, а также перемены в жизни людей. Они объединяли народ и придавали им силы бороться с противником.

История плаката «Родина-Мать зовет!»

istoriya-plakata-rodina-mat

Одним из самых значительных плакатов в период ВОВ, известным до сих пор, был «Родина-Мать зовет!». На нем черно-белое изображение женщины, облаченной в красную одежду, одна рука поднята вверх, в другой она держит лист бумаги «Военная присяга». Позади женщины торчат штыки. Значение штыков в огромной силе страны, а присягу должен был принять каждый, кто отправлялся на фронт. Главной функцией плаката был призыв к защите своей страны и поднятие боевого духа.

Художник, ставший автором самого известного постера, Ираклий Тоидзе. История плаката Родина-Мать началась в 1941 год. Сразу после услышанного сообщения от Совинформбюро, 22 июня художник приступил к его созданию. Уже к июлю каждый гражданин СССР мог увидеть изображение женщины, призывающей встать на защиту своей родины. Его популярность мгновенно охватила всю страну. Он побуждал добровольцев отправиться на войну и придавал им дополнительный стимул.

Очевидцы того времени сообщают, что данный плакат можно было встретить на вокзалах, на проходных заводов, на заборах, в военных частях, в колхозах, в госучреждениях. Это был образ Матери, в котором каждый видел родного для себя человека. Типографии стали даже выпускать марки, карточки, мини-плакаты с «Родиной-Матерью». У каждого солдата на фронте было это изображение, оно имело значение подобно иконе Божьей Матери.

В 1967 году в Волгограде был возведен самый большой в мире монумент «Родина-Мать». Он был посвящен солдатам Сталинградской битвы, и в основу его создания лег именно плакат Ираклия Тоидзе.

Слова «Родина-Мать зовет!» и текст присяги, которую женщина держит в руках, был переведен на все языки Советского Союза.

Позировала для создания Родины-Матери сама жена автора, Тамара Теодоровна. Это была не постановка, а настоящее выражение лица и эмоции жены художника. После услышанного сообщения, она вбежала в дом испуганная и с криком произнесла: «Война!». В этот момент Ираклий попросил супругу зафиксировать положение и не двигаться. Ее вид на тот момент, который говорил о том, что нужно что-то делать, спасать родных, куда-то бежать, вдохновило его на создание этого плаката. На момент его создания Тамаре было 37 лет, однако выглядела она гораздо моложе. Супруг изобразил жену более суровой и старше своих лет, для придания образу некой мощности и защищенности.

Кумиром художника был поэт Андрей Белов, именно его стихотворение вдохновило Ираклия на создание крылатой фразы.

Через сутки плакат был уже готов. История плаката Родина-Мать зовет, кратко взывающая к защите своей страны, началась 23 июня 1941 года. Первый тираж был более миллиона экземпляров, он разлетелся по стране с огромной скоростью.

В военное время заслуги победы были не только благодаря нашим солдатам, но и авторам агитационных плакатов. У Гитлера был черный список с именами некоторых художников, он считал их личными врагами.

Семья Ираклия Тоидзе

Ираклию Тоидзе было 39 лет, когда его плакат получил известность, а вместе с ним и он. Родился он в Тифлисе в 1902 году. Художественной деятельностью начала заниматься с детства, пошел по стопам отца.

В 1931 году Ираклий переехал в Москву, где начал создавать агитационные изображения. Там же познакомился с будущей женой Тамарой Теодоровной.

Семья Тоидзе была обеспеченной. Жили они в Москве. Тамара часто одевалось заграницей, однако ее гардероб был очень скромен. Со слов близких, Тоидзе были добрыми людьми и относились ко всем на равных. Сам Ираклий грузинских кровей, он был четырехкратным лауреатом Сталинской премии в различных направлениях. У них с женой был общий сын Александр, который позже поведал историю плаката Родина-Мать. У Тамары была дочь от первого брака, проживавшая с родным отцом. После войны семья осталась жить в Москве, а Ираклий продолжил заниматься искусством.

Разногласия

Не все согласны с основной версией появления плаката. Есть и другие варианты истории создания образа Родины-Мать. В книге «День М» автор Виктор Суворов повествует, что плакат «Родина-Мать зовет!» появился еще в довоенное время. Он был выпущен в конце 1940 года в тайне большим тиражом и разослан по военным комиссариатам в секретных пакетах, которые должны были распаковать в день «М». Также есть некоторые исследователи, утверждающие, что плакат появился в первый день войны, что означает, что он был подготовлен заранее.

Некоторые исследователи предполагают, что на плакате изображена не жена Тоидзе, а он позаимствовал образ с других изображений на военную тему. Также есть мнение, что на плакате не русская женщина, а грузинка, так как жест поднятой руки отражает характер этой национальности.

Однако нет никаких документальных доказательств, свидетельствующих о достоверности данных утверждений. И один из первых экземпляров, который хранится в Российской Государственной библиотеке по сегодняшний день, датирован июлем 1941 года.

Техника создания плакатов в Советском Союзе

Первые социальные плакаты берут начало в 1919 году, в годы Первой Мировой Войны. На технику исполнения оказали влияние экономическое и политическое состояние страны. В начале ВОВ появилась специальная форма таких плакатов, которая получила название «Окна ТАСС»-эта была линейка плакатов с агитационным подтекстом. Их авторами были известные художники, поэты, состоявшие в литературно-художественных отделах.

Технология производства данных плакатов имела ряд кропотливых действий:

  1. От руки рисовали один или два экземпляра, чаще нанесение было клеевой краской;
  2. Далее из картона или пластика вырезали по первоначальному рисунку трафарет и с его помощью создавались копии первых экземпляров, это было тогда самым быстрым способом изготовления больших партий. Поскольку в военное время типографии мало обеспечивали, такая техника позволяла экономить на материалах.

Основными цветами агитационных плакатов были красный, черный и серый, как на изображении «Родина-мать». Большинство плакатов изготавливалось в полевых условиях в военных машинах, и попутно распространялись по всей стране. За все годы Второй Мирровой было создано около 1300 разных работ. После каждого сообщения Совинформбюро мгновенно выпускалось по несколько плакатов, поэты сразу писали к ним лозунги и стихи, а художники набрасывали эскизы.

В каждом городе, из которого были выведены немецкие войска сразу на всех улицах появлялись «Окна ТАСС». Враги начали узнавать руку авторов плакатов, это было для них, как еще одно оружие.

Современные типографии

В настоящее время типографии существуют по всему миру, и техника их создания сильно шагнула вперед. На современных машинах плакаты создаются в огромных количествах и в короткие сроки. Они содержат в себе не только лозунги с ограниченной цветовой гаммой. В основном они носят рекламно-информационный характер. Разноцветные яркие изображения можно встретить на каждом шагу: реклама фильмом, концертов, различных мероприятий, все это идет в основу создания современных плакатов.

Одной из известных типографий России является winnerprint. Можно написать книгу самому и издать, сколько стоит указано на сайте типографии. Кроме плакатов фирма занимается изданием любых печатных форм: визиток, брошюр, календарей, журналов, книг в любом количестве и в кротчайшие сроки.